4-е Спас-Тушинское селище

Обходя Пенягинский пруд по левому (западному) берегу можно выйти к площадке, на которой находится памятник археологического и культурного наследия – 4-е Спас-Тушинское селище (XII– XIII вв. н.э.).

4-е Спас-Тушинское селище было обнаружено в 1968 г. Е.Н.Мачульским. На правом берегу р. Барышиха в обрыве исследователям удалось обнаружить достаточно мощный (около 30–40 см) культурный слой, насыщенный славянской керамикой XI–XIII веков. Подробные исследования под руководством А.Г.Векслер показали, что на данный момент значительная часть селища оказалась уничтоженной при сооружении пруда и примыкающей к нему плотины. От некогда большого поселения наших предков ныне остался лишь небольшой участок 170 на 80 м, который до сих пор скрывает тайны их жизни.

Справочно:

Среди восточнославянских племен в эпоху Древнерусского государства наиболее заметные отличия от своих соседей сохраняли вятичи. Вятичи создали племенной союз и в IX– XI вв. Вятичи населяли верхнеокский регион и контролировали пересечение важных торговых путей, связывавших Европу и страны Востока.

Вятичи, как и все славянские племена, жили родовым строем. Они знали только род, который означал совокупность родственников и каждого из них; роды составляли «племя». Народное собрание племени избирало себе вождя, который командовал войском во время походов и войн. Он назывался старинным славянским именем «князь». Постепенно власть князя усиливалась и становилась наследственной. Вятичи, жившие среди необозримых лесных массивов, строили бревенчатые избы, схожие с современными, в них прорубались маленькие окошечки, которые во время холодов наглухо закрывали задвижками.

Земля вятичей была обширна и славилась своими богатствами, обилием зверя, птицы и рыбы. Вели они замкнутую полуохотничью, полуземледельческую жизнь. Мелкие деревни из 5–10 дворов по мере истощения пашен переносились на другие места, где выжигался лес, и 5–6 лет земля давала хороший урожай, пока не истощалась; тогда надо было снова переходить на новые участки леса и все начинать сначала. Помимо земледелия и охоты вятичи занимались бортничеством и рыболовством. Бобровые гоны существовали тогда на всех реках и речках, а бобровый мех считался важной статьей товарообмена. Вятичи разводили крупный рогатый скот, свиней, лошадей. Корма для них заготовляли косами, длина лезвий которых достигала полуметра, а ширина – 4-5 см.

Вятичи вели оживленную торговлю. Были установлены торговые связи с арабским миром, они шли по Оке и Волге, а также по Дону и далее по Волге и Каспийскому морю. В начале XI века налаживается торговля с Западной Европой, откуда поступали предметы художественного ремесла. Динарии вытесняют другие монеты и становятся основным средством денежного обращения. Но дольше всех вятичи торговали с Византией – с XI по XII века, куда везли меха, мед, воск, изделия оружейников и златокузнецов, а взамен получали шелковые ткани, стеклянные бусы и сосуды, браслеты.

Археологические раскопки в земле вятичей открыли многочисленные ремесленные мастерские металлургов, кузнецов, слесарей, ювелиров, гончаров, камнерезов. Металлургия основывалась на местном сырье – болотных и луговых рудах, как везде на Руси. Обрабатывалось железо в кузницах, где применялись специальные горны диаметром около 60 см. Высокого уровня у вятичей достигло ювелирное дело. Коллекция литейных форм, найденных в наших местах, уступает только Киеву: найдено 19 литейных форм в одном местечке Серенск. Мастера изготовляли браслеты, перстни, височные кольца, крестики, амулеты и т.д.

Древнерусские письменные источники XI– XIV вв. знают несколько терминов для обозначения неукрепленных сельских поселений: весь, погост, село, слобода. Наиболее распространенным же в исторической науке термином, который объединяет в себе все эти виды сельских поселений, является «селище».

Жители любого, и древнего, и современного, населенного пункта всегда нуждаются в воде, посему, подавляющее большинство древнерусских селищ располагались близ водоемов: на высокий надпойменных террасах рек, на мысах, удаленных от береговой линии. Такие селища занимали сравнительно небольшую площадь (от 0,5 до 3 га), обычно состояли из 3–7 дворов (огороженный или просто обособленный от других дворов участок местности, где размещались постройки, принадлежащие одной семье или семьям ближайших родственников). Население таких селищ, по данным исследователей, редко превышало количество в 50 человек, зачастую так или иначе связанных родственными связями.

Основным типом жилых построек, свойственных для селищ племен вятичей, как и для прочих племен лесной зоны являются наземные срубные постройки с печами, сложенными из камня, в более редких случаях, полуземлянки – заглубленные в землю постройки с глиняными печами.

Жители таких строений живя в небольшом тесном коллективе привыкли снабжать себя всем необходимым самостоятельно и, по сему, частенько археологи кроме жилых построек находят на славянских селищах следы построек хозяйственных и ремесленных –гончарных и кузнечных мастерских.

Материал с портала «Узнай Москву»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?