10 выдающихся женщин в истории России
Принято думать, что творить историю — дело сугубо мужское, а главные герои в ней — брутальные полководцы, мужественные правители, талантливые ораторы, неугомонные революционеры и общественные деятели. Однако, в истории нашей страны существовало немало сильных и умных женщин, которые внесли свой неоценимый вклад в ее развитие.
Женщины-ученые, женщины-императрицы, женщины-литераторы – именно они скрупулезно строили и методично разрушали карьеры великих мужчин, не раз круто поворачивая ход истории и культуры. Женщины, которые не раз опережали свое время, женщины, которые проявляли настоящую выдержку и невероятную твердость, женщины, которыми мы восхищаемся, и которым до сих пор стараемся подражать.
Княгиня Ольга
Княгиня Ольга – правительница древнерусского государства с 945 до примерно 960 года. Первая из русских правителей приняла христианство еще до крещения Руси и первая русская святая. После смерти мужа, князя Игоря Рюриковича, жестоко и изощренно отомстила злейшим врагам древлянам за его смерть, а затем и вовсе собрала войско для военного похода, мечом пройдясь по Древлянской земле, установив дани и налоги.
Таким образом, единство территории было сохранено и даже приумножено, а сама Ольга считалась в народе правительницей мудрой и справедливой.
После триумфально возвращения в Киев своей бесстрашностью, мудростью, волей и хитростью доказала, что способна единолично управлять государством, защищая его от врагов. Оставив дела внешние, она обратилась к внутренним проблемам: провела первую в истории Руси финансовую реформу, положила начало каменному градостроительству.
Хотя и дружина, и русский народ при ней были язычниками, сама Ольга крестилась, а после смерти была причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).
Феодосия Морозова
Боярыня Морозова – самая знаменитая староверка, ставшая символом мужественности, железной воли и бесстрашия в борьбе за свои убеждения. Главная деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума за приверженность к «старой вере» была арестована по указу царя Алексея Михайловича, а затем лишенная имения и всех почестей, была сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь, где поверглась тяжелым пытками и допросам и выдержав их, была заточена в земляной тюрьме в Боровского городского острога, а 14 ее слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 года сожгли в срубе. Умирая от физического истощения, Феодосия Морозова попросила перед смертью своего тюремщика выстирать в реке свою рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке. Почитается старообрядческой церковью как святая.
Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова
Одна из заметных личностей Российского Просвещения, Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова стала первой женщиной в мире, которая управляла Академией наук. Подруга и сподвижница будущей императрицы Екатерины II, активнейшая участница государственного переворота 1762, который очень подробно описала в своих мемуарах.
Однако. После восшествия на престол императрицы никакой роли в политике Дашкова не играла. По её предложению была также учреждена Императорская Российская академия, имевшая одной из главных целей исследование русского языка. По ее же инициативе был основан журнал «Собеседник любителей российского слова», выходивший в 1783 и 1784 годах (16 книжек) и носивший сатирическо-публицистический характер. В нём печатались лучшие литературные умы того времени: Фонвизин, Державин, Херасков, Княжнин и Богданович.
Дашкова собственноручно перевела «Опыт о эпическом стихотворстве» Вольтера, писала стихи на русском и французском языках, была автором нескольких академических речей.
Екатерина II Великая
Императрица всероссийская, правившая с 1762 по 1796 год, пришедшая к власти в результате дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного в народе и гвардии мужа Петра III. В результате правления Екатерины произошло значительное укрепление государства российского, а проводимая ею политика получила название просвещенного абсолютизма. В культурном отношении Императрица способствовала вхождению России в число великих европейских держав, сама увлекалась литературной деятельностью, занималась меценатством, собирала шедевры живописи и состояла в переписке с французскими просветителями. При ней были весьма расширены границы империи: присоединение Новороссии, Крыма, отчасти Кавказа, а также разделы Речи Посполитой.
Софья Ковалевская
Первая в России и в Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина — профессор математики. Иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук. Дочь генерал-лейтенанта артиллерии В. В. Корвин-Круковского и Елизаветы Фёдоровны, первые уроки математики получившая от гувернанток и домашнего наставника.
Поступление женщин в высшие учебные заведения России в то время было запрещено и единственной возможностью продолжить образование – выехать за границу для поступления в иностранный университет. Однако, паспорт для выезда можно было оформить только с разрешения родителей или мужа. Отец «научному» будущему дочери воспротивился, по этому Софье пришлось самостоятельно организовать фиктивный брак с молодым учёным В. О. Ковалевским.
В 1874 году после защиты диссертации в Гёттингенском университете, Ковалевской была присвоена степень доктора философии.
В 1879 она делает сообщение на 6 съезде естествоиспытателей в Санкт-Петербурге, а в 1881 Ковалевская избрана в члены Московского математического общества.
В 1884 году — профессор кафедры математики в Стокгольмском университете, в 1888 — лауреат премии Бордена Парижской академии наук.
В 1889 отмечается премией Шведской академии наук и избирается членом-корреспондентом на физико-математическом отделении Российской академии наук. Помимо математики занималась литературным трудом: автор нескольких повестей, очерков и книги мемуаров.
Анна Павлова
Одна из величайших балерин XX века, чье имя до сих пор является символом русского балета XX века. По мнению некоторых критиков, главным отличием Павловой от других танцовщиц, блиставших на сценах театров и до и после нее, был неповторимый и ни с чем не сравнимый характер, индивидуальность и темперамент. Она сама была живым воплощением танца: жила им, жила в нем и ради него.
После окончания Императорского театрального училища, Павлова была принята в труппу Мариинского театра и, спустя 7 лет исполнения партий в классических балетах, заняла место ведущей танцовщицей труппы. В 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре она исполнила судьбоносную для своей карьеры миниатюру «Умирающий лебедь», составленную для нее М. Фокиным и принесшую ей известность, а после участия в «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже к ней приходит известность уже всемирная.
«Секрет моей популярности — в искренности моего искусства»,- не раз повторяла Павлова, составляя маршруты своих гастролей, пересекающие все континенты земли, неся хореографическую культуру даже в самые отдаленные уголки мира. Именно с ее именем до сих пор ассоциируется русская балетная школа.
Наталья Гончарова
Известнейший живописец, театральный художник и график, имя которой ассоциируется с искусством эпохи авангарда в России, являлась правнучатой племянницей жены Пушкина, Натальи Николаевны Гончаровой. Активно занималась книжной иллюстрацией, литографией, плакатным искусством, участвовала в постановках «Русских сезонов» Сергея Дягилева, занималась персональными выставками. Наталья Сергеевна Гончарова отличалась невероятной трудоспособностью.
На одной из выставок в Москве она представила 762 произведения. По воспоминаниям современников, обладала необыкновенной харизмой и была блестящим оратором. Ее выставки и после смерти продолжают пользоваться огромной популярностью, а картины стоят дороже любых других художниц в мировом искусстве.
Анна Ахматова
Величайшая русская поэтесса, одна из самых заметных фигур Серебряного века русской культуры, стихи которой остаются актуальными для любого времени. Ее яркий талант, незаурядная личность и невероятно трагичная судьба оставили пожалуй один из самых глубоких следов не только в культуре XX века, но и вообще в истории России.
Переводчица и литературовед, номинант на Нобелевскую премию по литературе, мать и жена, опальная поэтесса — все это один человек, женщина, которая в дореволюционной России успела почувствовать вкус славы, издавая свои первые сборники немалыми тиражами. В послереволюционной России, однако, места для Ахматовой не нашлось и не могло найтись, как и для многих талантливых людей, ученых, деятелей культуры и искусства.
А дальше все покатилось в пропасть: аресты близких, ссылка единственного сына, расстрелы, Отечественная война и блокада Ленинграда… Трагедия Ахматовой — это трагедия целого народа, которую она воплощала в своих стихах, рассказывая о чудовищных и несправедливых потрясениях, выпавших на его долю.
Пройдя литературный путь от стихов, по словам самой Ахматовой которые «годились только для влюблённых лицеисток», и закончив сочинениями о советских репрессиях, Ахматова стала символом нескольких эпох, которые торопливо, кроваво и жестоко сменяли друг друга.
Вера Холодная
Необычайная внешность, природное обаяние и естественность помогли Вере Холодной за совсем недолгий период кинокарьеры стать самой известной и прославленной актрисой своего времени. «Королев экрана», законодательница моды, олицетворение нового декадентского типажа, пришедшего в 1910-х годах в Россию, сменив порядком надоевший образ «щекастой румяной русской красавицы».
Вера Холодная снималась у лучших режиссеров того времени: Е.Бауэра, В.Висковского, П.Чардынина, Ч.Сабинского. В 1917 году на экран вышел один из лучших её фильмов — «У камина», который имел оглушительный успех у публики и конечно позже был уничтожен советской властью, подобно другим популярным дореволюционным фильмам.
Вера Холодная была невероятно популярна за рубежом: киноленты с ее участием шли на экранах Европы, Америки, Турции и таинственной и неведомой Японии. Ей наперебой предлагали контракты европейские киностудии, но она отказывалась, говоря, что ее место только в России.
Казалось, что ее популярности не угрожает ничего: ни революция, ни гражданская война, но внезапная и ранняя смерть актрисы нарушила все планы и повлекла за собой долгую череду слухов и споров об истинной причине ее внезапной кончины. Таким образом Вера Холодная вошла в историю не только как самая популярная актриса эпохи немого кино в России, но и как одна из самых загадочных женщин в ее истории.
Валентина Терешкова
Первая в мире женщина-космонавт и пока единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку, Валентина Терешкова родилась в семье тракториста и работницы текстильной фабрики.
В начале 1962 из нескольких сотен претенденток была выбрана в качестве рассматриваемых кандидатур на роль первую в истории женщину-космонавта. Во время обучения проходила бесконечные тренировки на устойчивость организма и парашютную подготовку. Старт космического корабля «Востока-6» произошел утром 16 июня 1963 года, а приземлилась первый в истории женщина-космонавт утром 19 июня.
В общей сложности полет длился двое суток 22 часа и 41 минуту. За это время Валентина Терешкова совершила 48 витков вокруг Земли. К слову, родным о своем полете Валентина Терешкова естественно не сказала: во-первых, — военная тайна, а во-вторых, — как и остальные, не знала, чем такой полет мог закончится. Так что узнали о подвиге героя родные Валентины Терешковой по радио.